К. паустовский о чтении цитата

Литературное чтение К.Паустовский "Теплый хлеб" 4-й класс

Оборудование:

  • Хрестоматия О.В.Малаховская «Литературное чтение», 4 класс

  • Стенд с биографией, фотографиями, детскими рисунками к произведениям К. Паустовского.

  • Выставка книг К.Паустовского.

  • Цитаты К.Г. Паустовского о любви к чтению.

  • Таблички со словарными словами «Мини словарь»

  • Кроссворд.

  • Карточки с заданиями для работы в группах.

  • Словарь русского языка. Автор С.И.. Ожегов, школьный толковый словарь

Цель урока: формирование культурной идентичности учащегося как гражданина России.

Задачи урока:

  • Предметно-информационная:

    • учить анализировать художественный текст, совершенствовать развитие устной речи, расширять кругозор.

  • Деятельностно-коммуникативная:

    • развивать умения работы с текстом, формировать умения осмысленного восприятия текста, работать с книгой и дополнительными источниками информации, совершенствовать навык

    • правильного выразительного чтения;

    • активизировать и развивать творческое воображение, мышление,

    • развивать навыки работы в группе, приобщать к ценностям русской литературы, знакомя с новыми авторами.

  • Ценностно-ориентационная:

    • совершенствовать мотивацию к самостоятельному чтению, воспитывать качества личности: умение слушать и слышать собеседника, умению разрешения конфликтной ситуации, умению дать оценку своим действиям;

    • воспитывать чувства сопереживания, гордости за свой народ, Родину.

Проблема: определить основной мотив и подтекстные мотивы произведения К.Паустовского «Теплый хлеб».

Варианты решений:

  • Злое дело необходимо исправить, но лучше зла не делать никому и никогда.

  • Жизнь людей во время Великой Отечественной войны.

  • Хлеб отношение к нему.

  • Взаимопомощь и взаимовыручка. Умение простить и помочь.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент (1 мин.)

- Ребята, у нас сегодня на уроке гости, поприветствуйте их.

Итак, друзья, внимание.

Прозвенел звонок,

Садитесь поудобнее,

Начнем же наш урок.

2. Сообщение темы и цели урока (1 мин.)

- Сегодня на уроке мы с вами заканчиваем работу над произведением Константина Паустовского «Теплый хлеб» и уделим внимание более глубокому пониманию прочитанного текста.

- Послушайте слова К.Г.Паустовского о чтении «Человек, любящий и умеющий читать, счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги».

- Что значит уметь читать?

- Кого мы называем умным, добрым и верным другом?

- Для каждого ли книга может стать другом?

-Итак, посмотрим, насколько вы были внимательными читателями при знакомстве с произведением К.Паустовского. Предлагаю разгадать кроссворд с ключевым словом.

Разгадывание кроссворда (2 мин.)

Кроссворд (слова записываются только по горизонтали, если выполнят верно, то по горизонтали получится название произведения.)

1. Синоним вьюги, пурги. – МЕТЕЛЬ
2. Мельничные круги, для перетирки зерен. – Ж
ЕРНОВА
3. Имя советчика Фильки. – 
ПАНКРАТ
4. Имя обидчика коня. – ФИ
ЛЬКА
5. Дополни словосочетание «позеленевшие...» – ПАТРОН
Ы
6. Масть коня. – ВОРОНО
Й
7. Часть упряжи, которую надевают коню на шею. – 
ХОМУТ
8. Мельника в деревне считали... – КО
ЛДУНОМ
9. Назови диагноз бабки, который она сделала злому мужику «охлаждение...» – С
ЕРДЦА
10. Название деревни, где произошла эта история. – 
БЕРЕЖКИ

- Передайте краткое содержание текст.

- Действие происходит во время ВОВ в обычной русской деревне Бережки. Мальчик Филька цитата по прозвищу «Ну, тебя» обидел раненого коня. Поэтому в деревне начинаются всякие беды. В конце произведения Филька понимает свою ошибку, и добрые люди ему помогают ее исправить.

3. Проверка домашнего задания (4 мин.)

- Ребята, вы должны были дома найти доказательства, что в этом произведении есть реальные и сказочные моменты.
Реальные явления: место событий простая русская деревня – Бережки; время событий Великая Отечественная война, голод, раненый конь; озлобление людей, равнодушный мальчик, инвалид, просящий подаяние, унижение инвалида; решение Фильки идти за помощью к людям, совместный труд, возвращение к жизни мельницы и всей деревни, радость прощения и примирения, чуткость коня.
Сказочные  волшебные явления: мельник- колдун; свист, вызывающий лютый холод и наказывающий злого человека; рассказ бабки о происшествии, которое случилось сто лет назад; сорока, слетавшую за одну ночь за помощью к ветру, хвастается, никто ее не понимает, а писатель передает нам слова; лиса – долго сидела, почесываясь и соображая, куда ж это в такую ночь подалась сорока, тихонько скулила соображая, как бы стащить кусочек хлеба.


Вывод, делают дети: значит «Теплый хлеб» – произведение, где переплетаются реальность и сказка.

- К какому же жанру мы отнесем это произведение? (Рассказ-сказка)

- К.Паустовский не выдумывает сказочных персонажей, он превращает в сказочных существ самых обыкновенных птиц и зверей, явления природы - метель, мороз, дождь, ветер.

- Дети, назовите, пожалуйста, основную мысль этого произведения.
– 
Это произведение о труде и взаимовыручке, «...что один не сделает, сделаем вместе...».
– Если сделал злое дело, то надо быстрее его исправить, Но лучше не делать злых дел никогда и никому.

4. Работа над текстом, проблемой, проблемным вопросом (8 мин.)

Ребята, о чем еще говорится в этом произведении?
– О голоде, войне. А еще о природе, природных явлениях, которые были вызваны поступками человека.
- Итак, все вы сказали верно.

Война, голод, отношение людей к хлебу, Филька и его спасение.
Поработаем над этими вопросами. 
Разделимся на группы. 

- Работая в группах, помните, что вы отвечаете не только за себя, но и друг за друга. Нужно выслушать каждого, прийти к единому мнению, посоветоваться и кто-нибудь один ответит на поставленный вопрос. Каждая группа получает карточку с заданием.

1 группа находит в тексте и читает те места, где говорится, что действия происходят во время Великой Отечественной войны. (Для объяснения лексического значения слов используют мини-словарь)

2 группа объяснит, почему произведение названо «Теплый хлеб». (Работают со словарями).

3 группа нам сообщит, как изменился Филька к концу рассказа и расскажет, понравился им этот мальчик или нет. Если понравился, то чем, какие черты характера хотели бы перенять.

4группа выписывает предложения, в которых Филька произносит свою любимую фразу. Проследить, как меняется интонация.

5группа находит в тексте описание, как меняется погода на протяжении всей сказки

( Ребята работают в группах. Учитель оказывает индивидуальную помощь.)

5. Выступление групп (9 мин.)

Была война, прошла война
на поле боя тишина.
Но по Земле, по тишине
Плывут легенды о войне.

Ребята первой группы из текста зачитывают места, где говорится, что действие происходило действительно во время войны.
(лексическая работа –кавалерист, вороной конь, удила. Бережки)

Вторая группа рассказывает о многозначности слова «теплый » (нагретый, дающий тепло; не знающий морозов, южный – климат; хорошо защищающий тело от холода – шарф; имеющий отопление – изба; ласковый, приветливый – чувство. (Дети работали со словарем русского языка, автор СИ. Ожегов, с 797)
Ребята доказывают в каком значении это слово взято в названии этого произведения «Теплый хлеб» – это не только содержащий и дающий тепло, но и сделанный с любовью, лаской, заботой, дающий тепло сердец и рук, какими хлеб сделан.


Один ученик рассказывает о блокадном Ленинграде, что блокада длилась 900 дней, что в 1941 году ввели в городе пайки и с ноября этого года хлеба давали на сутки – тем, кто работал на оборонке – 250 г. а остальным – 125 г.
В то время в Ленинграде за сутки умирало от голода 5000 человек! Мы, современные дети, даже не можем этого представить! Мы должны хлеб беречь, не выкидывать его. У нас на столах в столовой лежат куски белого батона весом 20 г. (Показать кусочки хлеба 125г, 250г, 20г)
Третья группа рисует словесный портрет Фильки в разное время (грубый, неласковый, равнодушный, озлобленный, испуганный, мужественный, просьба о помощи, совместная работа, радость прощения, примирение, чуткий, чистый, веселый).

(лексическая работа Филька – греч. любитель лошадей, конь в русских обычаях вестник добра и счастья)

Ребята должны отметить, что им в Фильке понравилось (то, что хотя он и ошибся, но сумел в этом признаться и исправил свою ошибку. Ведь нас Паустовский учит, что зла не надо делать, а уж если сделал, то его надо исправлять, надо уметь помогать и прощать). 

Четвертая группа зачитывает предложения с любимой Филькиной фразой и интонационно передает настроение героя.

  1. «Предлагал ли ему соседский мальчишка походить на ходулях или поискать позеленевшие патроны, Филька отвечает сердитым басом: Да ну тебя! Ищи сам!»

  2. «Когда бабка выговаривала ему за неласковость, Филька отворачивался и бормотал: Да ну тебя! Надоела!»

  3. «Да ну тебя! Дьявол! – крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам»

  4. «Филька вскочил, наконец, в избу, припер дверь, сказал: Да ну тебя! - и прислушался»

  5. «Да ну вас! Проклятые!- крикнул он на мышей, но мыши все лезли из подпола»

  6. «Да ну его, Панкрата! – сказал Филька и затих»

  7. «Да ну его! – сказал Филька – Пробьем мы, ребята, и такой лед!»

- Ребята, а почему Филька до конца сказки больше не произносит эту фразу?

Пятая группа зачитывает описание природы и объясняет почему она меняется.


Вывод: итак, мы с вами сейчас поработали и увидели, что автор решает множество проблем: войны, голода и хлеба, отношение к хлебу; нравственные проблемы – как менялся Филька- человек, как относятся люди друг к другу и к животным.

6. Физминутка (1 мин.)

7. Паустовский-мастер художественного слова (5 мин.)

Константин Паустовский был удивительный человек, он умел видеть красоту в обыденной жизни. Его основное содержание произведений – любовь к Родине, ее просторам, ее людям. Он – мастер художественного слова. Давайте понаблюдаем, какими приемами пользуется автор для создания образов, найдем образные средства, которые помогли ему создать такие яркие картины.

Выборочное чтение.

а) найдите эпитеты в тексте (воздух был синий, густой, страшный; в чистом небе; розовыми венцами; пустота – жгучая и такая ясная; черные ивы; чудесный хлеб; рыхлые тучи; горячие пятна; вода черная, тихая; серый день; колючий, лютый мороз ; Мельница запаянная морозом; чистый человек; багровое солнце; седые ивы; др.)

б) найдите сравнения (Небо заледенело, как лед; луна, убранная, как невеста; снег пел под ногами будто артель пильщиков; пылинка, как маленькая звезда; ветки поблескивали, как стеклянные).

в) олицетворение (Мороз прошел по деревне, скрипел по твердому снегу валенками, озоруя, стискивал бревна)

8. Работа с иллюстрациями.

- Ребята, давайте еще раз посмотрим на наши рисунки к произведениям К.Паустовского.

- Я предлагаю расшифровать названия этих произведений и распределить иллюстрации.

СОН ЙИЧУСРАБ (Барсучий нос)

ЫПАЛ ИЬЧЯАЗ (Заячьи лапы)

АГЮРОВ-ТОК (Кот-ворюга)

ЫЕБОРОВ ЙЫННАПЁРТСАР (Растрёпанный воробей)

ОКЧЕЛОК ЕОНЬЛАТС (Стальное колечко)

БЕЛХ ЙЫЛПЁТ (Тёплый хлеб)

- Ребята, как вы думаете, кто рисует иллюстрации к произведениям в книгах? (художники)

- А как узнать, кто нарисовал иллюстрации? (в книгах есть фамилии художников, которые иллюстрировали эту книгу)

- Прочитайте, кто иллюстрировал ваши книги (……)

- Для чего нужны иллюстрации в книге? А интересно ли вам читать книги, в которых нет иллюстраций? Всегда ли вы интересуетесь, кто нарисовал такие замечательные рисунки?

- А как вы думаете, могут ли авторы произведения быть еще и художниками?

- К.Г. Паустовский очень любил природу. Он замечательно описывает ее в своих произведениях не только словом, но и кистью. С детства Паустовский увлекался литературой, театром, живописью, и некоторые свои произведения иллюстрировал сам. Я предлагаю познакомиться с иллюстрациями, которые написаны Паустовским к произведению «Дождливый рассвет».

(Слайды с иллюстрациями)

- Что вы можете сказать об этих иллюстрациях?

- Хочу предложить вам список произведений К.Г.Паустовского. Может кто-то захочет продолжить знакомство с творчеством этого писателя.

9. Итог урока, оценивание детей (2 мин.)

-Наш урок подошел к концу. Поделитесь своими впечатлениями.

Чему мы учились сегодня на уроке?
– Мы нашли подтекст, увидели проблемы, которые поднял автор в произведении.
– Вот видите, какой глубокий смысл заложил К.Г.Паустовский в своей сказке.
– Чему же нас учит К.Паустовский?
– зла не делать
– если сделал, то исправляй
– взаимопомощи и взаимопониманию
– уметь признавать свои ошибки
– уметь прощать
– уметь помогать, причем бескорыстно...
– Пройдет какое-то время, и вы, возможно, забудете содержание этого произведения. Но хочется верить, что вы запомните эти прописные истины на всю свою долгую жизнь.
– Какие трудности испытали? Что узнали нового?

10. Домашнее задание (2 мин.)

Необходимо придумать историю о том, как человек осознал свою ответственность за другого человека. Возможно, ты слышал о такой истории или видел, а может быть, что-то подобное произошло с тобой.

Хочется закончить урок словами К.Паустовского

«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги».


Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniyu-k-paustovskiy-tepliy-hleb-klass-533535.html


Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Урок литературного чтения "К. Паустовский. Стальное колечко" Одежды из суйфэньхэ

К. паустовский о чтении цитата «Корзина с еловыми шишками» Паустовского за 2 минуты
К. паустовский о чтении цитата Старый повар. Константин Паустовский
К. паустовский о чтении цитата Цитаты Константина Паустовского
К. паустовский о чтении цитата Mba - Бизнес-школа IMISP
К. паустовский о чтении цитата Выделение лимфы причины и симптомы Как остановить лимфу
Грамотный учет в салоне красоты - полномочия Звёздная трансформация. Часть 6 Зеркальные ногти - Pinterest История всего SOFTMIXER Как в биосе (BIOS ) поставить жесткий диск первым загрузочным Как нарисовать русалку поэтапно